Навигация по сайту

Навигация по сайту

Реклама

Реклама

Яндекс.Метрика

Общая этиология


ЭТИОЛОГИЯ (от греческого aetia — причина и logos — учение) — раздел нозологии о причинах и условиях возникновения болезни.

Этиология — одна из основных глав медицины. Теоретической базой учения об этиологии является материалистическое понимание причинности, как одной из форм всеобщей мировой взаимосвязи. Научное представление о причине любой болезни или патологического процесса представляет правильное понимание закономерностей их возникновения и механизмов развития.

Этиология до середины XIX в. по сути дела не получила развития. Существовавшие в это время взгляды на причину заболевания по сути дела сводились к развитию идей древних врачей. Причину болезни видели либо во вселении в организм «злого духа», либо в нарушении смешивания соков (идея, принадлежавшая еще Гиппократу), либо с нарушением формы и расположения атомов в организме. Несмотря на большое разнообразие взглядов и теорий общей этиологии, на протяжении 3000 лет в различных вариантах представлены две основные идеи. С одной стороны, болезнь рассматривалась как нечто постороннее организму, что внедряется в него извне. Сюда относятся представления о болезни, сторонники которых полагали, что болезнь возникает в результате внедрения в организм особых духовных начал, изгнание которых обеспечивает выздоровление. С другой стороны, болезнь рассматривается как новое состояние самого организма, возникающее в результате изменения его структуры и функции под влиянием патогенных факторов внешней среды. Другими словами, болезнь с этих позиций является не посторонним для организма, а свойством его самого.

Ho настоящий научный фундамент в учение о причинах заболеваний был заложен лишь в конце XIX в. благодаря бурному развитию биологии и медицины вообще и микробиологи в частности. Открытие большого числа возбудителей различных болезней явилось важным доказательством существования определенных причин, вызывающих болезни. И сразу же вокруг роли этиологического фактора в возникновении болезней вспыхнула острая идеологическая борьба, которая привела к появлению ряда реакционных течений. Эта борьба продолжается и в настоящее время, поэтому, прежде чем сформулировать диалектико-материалистическое понимание роли этиологического фактора для болезни, мы остановимся на некоторых чуждых учениях, имеющих широкое распространение на западе.

МОНОКАУЗАЛИЗМ (monos — один, causa — причина). Это учение основывалось на открытиях микробиологии, которые, казалось, неопровержимо доказывали, что причиной любой болезни являются внедрившиеся в организм микробы. Убедившись в наличии материального субстрата болезни (микроорганизмы) и рассматривая по сложившейся традиции болезни как нечто чуждое, предвнесенное в организм извне, многие авторы стали утверждать, что причина болезни равноценна самой болезни, т.е. если есть причина, то есть и болезнь. Достаточно попадания микроба в организм для того, чтобы развилось заболевание. Главный недостаток этого учения — его механистичность. Известно, что есть бациллоносители, организм которых содержит и выделяет в окружающую среду микробы. Однако мы таких людей больными не считаем. Представители монокаузализма, признавая патогенное влияние микробов, совершенно не учитывают той сложности конкретной обстановки, т.е. условий, в которых совершается взаимодействие организма с патогенными факторами. Они игнорируют также роль организма человека, обладающего огромными приспособительными возможностями, благодаря чему даже при условии проникновения патогенного микроорганизма в тело человека болезнь нередко не возникает. Так, например, микробы возбудителя брюшного тифа могут проникнуть в организм человека, но он все же остается здоровым.

КОНДИЦИОНАЛИЗМ (conditio — условие). Болезнь возникает при сумме условий. Причем все условия являются равнозначными. Пример с туберкулезом в этом плане очень нагляден. Если всех нас обследовать специальными методами, то обнаружится, что 95%, а то и больше, уже встречались с туберкулезной палочкой, о чем свидетельствуют положительные реакции на туберкулин, наличие кальцинатов в легких и т.д., но все мы практически здоровы. Для возникновения заболевания необходимы: ослабление организма, плохое питание, плохие социальные условия. Если их нет, то даже инфицировавшийся человек не заболевает. Из этого делается вывод, что туберкулезная палочка — лишь одно из условий возникновения болезни. (Ферворн, 1907 — биология; Ганземан, 1912 — медицина). Причины болезни нет. Искать причину бесполезно. Здесь они тесно смыкаются с махистами (исчезновение материи). Таким образом, представители кондиционализма отрицают детерминизм этиологического фактора (его определяющую роль) в возникновении заболевания, субъективно оценивают значение факторов внешней среды в возникновении болезней и игнорируют роль самого организма.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — течение в общей этиологии, основывающееся на положениях формальной генетики о неизменности генотипа и наследственной предрасположенности заболеваний, возникновение которых связывают с порочной конституцией. Они утверждают, что при порочном наборе генов неизбежно разовьется заболевание. Из этого следует, что лечить людей бесполезно. Наиболее эффективны —- это контроль за браками, стерилизация неполноценных индивидуумов, представителей «низших рас». Некоторые из них говорят о том, что медицина вообще вредна, т.к. ограничивает естественный отбор. По их взглядам, внешняя среда (условия и причина заболевания) вообще роли не играют.

Ho это не так. Фенилкетонурия — наследственное заболевание — при исключении у грудных детей молока из питания вообще она приводит к развитию умственной отсталости, не говоря уже о том, что конституцию можно изменить — особенности питания, физические упражнения.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — суть этой теории наиболее ярко сформулирована Эрхардом: наследственность предопределяет не только соматические, но и психологические особенности личности, а последние определяют и социально-экономическую, классовую структуру общества.

Из тезиса о генетической неоднородности людей делается вывод и о их расовой разновидности, расовом неравенстве.

По мнению ряда представителей этих взглядов (Дарлингстон), смертность является фактором естественного отбора, а успехи современной медицины якобы нарушили былое равновесие между численностью населения земного шара и количеством средств существования.

Питерсон утверждает, что наступила эра деэволюции человека, когда «закон выживания наиболее пригодных изменился в сторону выживания наиболее непригодных», что якобы ведет к «плебеизации расы», «засорению генофонда» человека.

Таким образом, причина болезни усматривается в наследственности. Отсюда и практические рекомендации по улучшению расы и «преобразованию» общества с помощью генетики.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ — учение З. Фрейда сформировалось к 20-м годам настоящего столетия. Оно имеет две стороны — его теорию, названную автором метапсихологией и метод исследования бессознательного, который является и методом лечения неврозов и других заболеваний, — так называемый психоанализ. Психическая структура человека по Фрейду включает бессознательное («оно»), сознание («эго» или «я»), а также третий элемент, занимающий как бы промежуточную сферу, — «цензуру» (суперэго) как надстройку из моральных запретов, правил, традиций и т.п. «Оно» по своему происхождению и сущности является изначально биологическим, вместилищем «первичных влечений», прежде всего сексуального. В столкновении «оно» и «эго» следует видеть корни биологических и социальных расстройств, психических и других заболеваний. Последователи Фрейда отказались от пансексуализма Фрейда, но во всех неофрейдийских учениях остается главное — причина болезни в конфликте биологического и социального, т.е. причины болезни в самом человеке.

ЭТОЛОГИЗМ. В 1973 г. нобелевской премией по медицине и физиологии, которая обычно присуждается за «фундаментальные исследования в области физиологии, имеющие непосредственное отношение к человеку, или за разработку новых методов лечения заболеваний», были удостоены три биолога — Н. Триберген, К. Лоренс и К. Фриш, посвятивших себя изучению поведения животных-— этологии. Этот факт подчеркивает популярность идеи о перенесении законов поведения животных на человека. Распространение этих взглядов на медицину привело к заключению, что болезни человека обусловлены его неправильным поведением в обществе — учение, получившее название бихевиоризма (от англ. behaviour — поведение). Сторонники этого учения считают, что для человека, как и для животных, характерна «иерархия» (биологическая организация взаимоотношений некоторых видов животных, основанная на доминировании и подчинении) и «территориальность» (занятие определенного участка и защита его от других представителей данного вида животных). Наблюдаемые у тесно живущих крыс и мышей нарушения функций физиологических механизмов, нарушения выделения гормонов и т.п. ведут к изменению поведения животных, болезням и как следствие — к уменьшению популяции. Отсюда и вывод, что «Единственной подлинной опасностью для человека является слишком много людей». Отсюда и болезни, и агрессивность человека.

Положительное в этологии. Животные используют лекарственные травы. Следя за ними, можно найти лекарственные растения.

Для некоторых заболеваний характерно определенное поведение.

Животные используют солнечные лучи для лечения, что привело к использованию в лечебных целях солнечных ванн.

БИОЛОГИЗАТОРСТВО — еще одно реакционное учение, суть которого сводится к утверждению, что человек и животное болеют одинаково, при этом игнорируется тот факт, что все функции современного человека социально опосредованны. Человек обрабатывает пищу, использует транспорт для передвижения, одежду для терморегуляции и т.д. Если его лишить всего этого, то возникнут значительные расстройства и заболевания. Действие многих этиологических факторов тоже опосредованно действует на человека. Он на производстве и транспорте получает такие травмы, каких не получают животные, иногда болезни человека крайне редко встречаются у животных: инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, психические заболевания, аллергия — феномен в большей степени искусственный (возникает при сенсибилизации), кинетозы, болезни, обусловленные переливанием крови. На животных нельзя воспроизвести точной модели инфекционных заболеваний человека, таких как дизентерия, брюшной тиф, грипп, скарлатина и т.д. В отличие от животных человек применяет мероприятия профилактики, лечебные мероприятия, в частности хирургические. Уже только этот перечень подтверждает ложность основной посылки данного учения.

В последние годы появилось еще одно направление — НЕОГИППОКРАТИЗМ. Сторонники этого учения провозгласили лозунг: «Назад к Гиппократу!« (правда, на новом уровне). Они выступают против специализации врачей, против внедрения в практику лабораторных исследований, ибо, по их мнению, так исчезает классический врач, а больной уже не оценивается им как единый организм. Индивидуальность человека определяется его биологическим типом — т.е., по сути, конституцией человека, но в биотип включаются морфологические, физиологические признаки, инстинкты, интеллектуальные особенности. Некоторые сторонники этого учения пытаются доказать, что врожденные биологические особенности определяют поведение, образ мыслей, деятельность и вообще судьбу человека. Здесь они смыкаются с фрейдистами, конституционалистами. Многие основоположники этого учения подчеркивают примат духовного над биологическим, а следовательно скатываются на идеалистические позиции.

ХОЛИСТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА (холизм — целостность). Представители этого направления пытаются соединить в единое учение представления современной научной, традиционной медицины и взгляды медиков прошлого, в том числе называемой восточной медицины, медицины античности и др., стараются преодолеть дегуманизацию медицины, отрыв врачей от пациента как целостной личности.

Сторонники этого учения отмечают, что при изучении хронических заболеваний, так называемых болезней цивилизации, происходит столкновение с неэффективностью научной медицины. Начиная с 1960 г., всеобщее разочарование в медицине, по их мнению, становится заметным. Медицина не является эффективной для ведущих причин смертности, составляющих 45% — несчастные случаи, самоубийства; и для 45% — сердечно-сосудистых заболеваний, рака, имеющих не столько биологическое, сколько социальное происхождение.

Представители холистического подхода исходят из верных предпосылок: взаимодействие больного и врача — сациально-детерминированный процесс, больной конкретен и обладает специфическим историческим опытом: медицинские факторы являются также социально-историческими.

Холистический подход их базируется на идее всестороннего учета физических и психических факторов поведения человека, его образа жизни, применения наиболее безопасных методов лечения, акцент делается на общую терапию, физиотерапию, применение средств древневосточной медицины, гомеопатии и т.д. Он исходит из такого постулата, который бы обязывал врачей приспосабливать методы лечения к индивидуальным потребностям и желаниям. Однако последний не может быть принят как всеобщий принцип лечения, так как может заставить врача идти на поводу у больного. Кроме того, учение перегружено элементами мистицизма и элитизма.

Заявления о стремительных, устрашающих по своей интенсивности темпах современной цивилизации, научно-технического прогресса уже давно раздаются в популярной и научной литературе и проникают в основу многих концепций медицины. Рассмотрим некоторые из этих концепций.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ — эта теория сформулирована учеными, исходя из наличия реального противоречия между психофизиологическим (биологическим) и технологическим (социальным) ритмами. По мнению авторов и сторонников этой теории, цивилизация лишает человека обычных для него условий жизни, к которым у него в ходе эволюции выработались приспособительные, адаптационные (физиологические и нервно-психические) механизмы. Возникающая «дисгармония биологии и социологии» порождает так называемые «болезни цивилизации». Правда, в этом случае единственным критерием «цивилизации» выступают урбанизация и индустриальное развитие. Наиболее четко эта идея сформулирована в книге известного социолога США О. Toffler’a «Столкновение с будущим». Основная мысль книги — цивилизация достигла непомерных темпов развития, к которым человек не приспособлен. Если так дело пойдет и дальше, возникает повсеместное явление, названное автором «шоком от столкновения с будущим» Ho это только половина дела. Ускорение темпа перемен является также и психологическим фактором, нарушающим душевное равновесие человека, изменяющим само восприятие жизни. В своих рассуждениях автор основывается на идее о существовании предела адаптивных возможностей вследствие столкновения человека с новыми, созданными им самим социальными условиями. О. Toffler утверждает, что за каждую перемену ориентации, за каждую реакцию приспособления нам приходится расплачиваться ценой изнашивания своих физических и психических механизмов. «Шок» от столкновения с все нарастающими социальными переменами можно охарактеризовать как физический и психический недуг, вызываемый перегрузкой адаптивных систем человеческого организма и психологических процессов принятия решений.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos — дом, место обитания + logos — учение) — наука о закономерностях формирования и функционирования биологических систем и их взаимодействия с окружающей средой. Социальная экология — это лишь часть этой науки. Медицинский аспект состоит в том, что сторонники учения утверждают: с одной стороны, научно-техническая резолюция создает объективные предпосылки для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, а с другой — происходит обострение противоречий между человеком и природой. Возникло и сформировалось понятие о глобальных проблемах, т.е. проблемах, затрагивающих интересы всего человечества и требующих для своего решения международного сотрудничества. Среди глобальных проблем современности наряду с предотвращением термоядерной катастрофы одно из важнейших мест занимает комплекс социально-экологических проблем, включающий рационализацию природоиспользования и охрану природы, предотвращение деградационных изменений биосферы, улучшения ее качественных характеристик. Именно эта сторона учения тесно переплетена с проблемами медицины.

Основным постулатом, на котором базируется эта теория, является неспособность приспособления индивидуума к среде. Происхождение болезней обусловлено действием на организм разнообразных патогенных факторов внешней среды, так или иначе связанных с общественным, прежде всего техническим, прогрессом на здоровье населения. Это положение особенно четко выявляется в отношении двух основных из главных болезней — атеросклероза и злокачественных опухолей, но может быть прослежено применительно и к другим болезням этой группы. Более того, при анализе имеющихся данных должно создаваться вполне определенное мнение, что в условиях увеличившейся продолжительности жизни именно эти факторы определяют, какие именно хронические болезни должны возникать в среднем и пожилом возрасте.

В настоящее время не вызывает сомнения важная роль следующих экологических факторов в развитии атеросклероза: избыточное поступление с пищей холестерина и ненасыщенных жирных кислот, курение (с ним связано нарушение метаболизма липопротеидов очень низкой плотности), большое поступление с пищей углеводов, уменьшение содержания в пище растительных волокон, хронический стресс, избыточное потребление чая и кофе (за счет стимуляции липолиза), повышения уровня свободных кислот, изменения липопротеинового спектра в крови, снижение физической активности.

В развитии же опухолей значительную роль играют физические факторы (радиация), химические факторы (канцерогенные вещества), гормоны, вирусы и т.д.

Среди болезней, в развитии которых экологические факторы занимают важное место, можно назвать сахарный диабег, ожирение, гипертоническую болезнь, психическую депрессию, синдром экзогенной иммунодепрессии и т.д.

СОВРЕМЕННЫЕ ПPEДСТABЛEHИЯ — признается детерминизм (т.е. причинная обусловленность какого-либо явления. В данном случае этиологический фактор определяет ту патологию, которая развивается в организме). Причина материальна, а значит и объективна (пример с туберкулезом). Причина представляет собой то действие, которое вызывает данное явление (болезнь), определяя специфичные для нее проявления. Взаимодействие же этиологического фактора с организмом осуществляется в сложных условиях, которые либо облегчают, либо осложняют возникновение заболевания. Так, известно, что охлаждение, переутомление, недостаточное питание, перенесенные заболевания и др. ослабляют сопротивляемость организма человека и создают благоприятные условия для возникновения инфекционных заболеваний, и наоборот. Условия — совокупность обстоятельств, дающих (или наоборот) возможность существования болезни.

Исходя из сказанного, врач в своей лечебно-профилактической деятельности должен действовать на причину заболевания и на условия (это дает возможность облегчить, прервать или не допустить развитие болезни) — уничтожение мух, хлорирование воды приводят к снижению распространения кишечных инфекций, нефтевание водоемов приводит к снижению заболеваемости малярии путем воздействия на переносчиков.