Навигация по сайту

Навигация по сайту

Реклама

Реклама

Яндекс.Метрика

Общее учение о болезни


Во время каждой социально-экономической формации на общие представления о болезни оказывал влияние строй общества с господствующей в ней философией, не меньшее значение имел также уровень развития естествознания.

При первобытнообщинном строе болезнь рассматривалась как нечто постороннее для организма — «злой дух», вселяющийся в тело.

Период рабовладельческого общества Греция Гиппократ тело человека состоит из твердых частей (кости, жилы, сосуды) и жидких влаг (кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Он считал, что в условиях человеческого тела существует незримая гармония, выражающаяся в правильном смешивании жидких влаг (кразис) организма, что и характерно для здоровья, нарушение правильного смешивания влаг (дикразия) приводит к болезни. Это — гуморальное направление

Одновременно с этим появилось и другое направление в медицине, представители которого происхождение болезни ставили в связь с изменением плотных составных частей человеческого тела. Это направление называется СОЛИТАРИЗМ (solidus — плотный). Болезнь возникает в результате изменения формы атомов и от их неправильного расположения.

Несмотря на примитивность этих представлений, они все же играли прогрессивную роль, ибо искали связь между возникновением болезни и материальными изменениями в организме.

Напротив, римский врач Гален видел причину болезней в расстройстве «духовного начала», «души» человека, поддерживая идеалистическое мировоззрение

Средние века. По сути дела ничего не внесли в понимание болезни «Архей» — особый вид жизненной силы — определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнью

Эпоха возрождения. Развитие химии привело к возникновению ятрохимического направления (ratros — врач). Болезнь происходит в результате изменения химического состава соков организма — в первую очередь пищеварительных соков и крови (основоположник этого направления — Парацельс). Развитие физики привело к возникновению ятрофизического направления в медицине. Представители этого направления видели сходство между человеком и машиной (сердце — насос, легкие — меха). Они объясняли болезнь и здоровье с позиций законов физики.

В эпоху Возрождения настоящий всплеск в своем развитии переживали анатомия (Везалий), физиология (Гарвей — работы по кровообращению, Декарт — открытие рефлекс горной дуги, Мальпиги — открытие капиллярной системы). Это в свою очередь дало толчок к дальнейшему развитию учения о болезни.

На основании вскрытия трупов Морганьи сделал вывод, что все болезни связаны с анатомическими изменениями в органах Биша подтвердил эти взгляды.

Следующий шаг в развитии представлений о болезни сделал Вирхов (Virchow) — отец целлюлярной (клеточной) патологии. Он первый перенес представления о клеточном строении тканей в патологию. По Вирхову патогенные факторы непосредственно действуют на клетку. В результате возникших в клетке изменений развивается болезнь. Учение Вирхова метафизично, ибо предполагает автономию клетки и рассматривает организм как простую сумму клеток. В то же время оно совершило настоящий переворот в медицине, поскольку стало возможно исследовать морфологическую основу большинства болезней, и медицина начала постепенно превращаться из искусства в науку. С.П. Боткин утверждал, что по-настоящему понять, что Р. Вирхов сделал для врача своей теорией, может лишь тот, кто начал практиковать до появления учения Вирхова.

Считая болезнь следствием структурного повреждения отдельных частей организма, это локалистическое направление в медицине культивировало методы локалистической терапии. Именно этим объясняются распространившиеся тогда в медицине представления о возможности лечения отдельных органов без учета общего состояния организма, чрезмерное преувеличение роли аналитических методов исследования больного, метафизическое противопоставление общего и местного в целом организме, игнорирование аналитико-синтетического подхода при исследовании и лечении больного.

Это представление о болезни вызвало резкие возражения со стороны прогрессивных исследователей. Так, И.М. Сеченов в своей докторской диссертации писал; «... клеточная патология, в основе которой лежит физиологическая самостоятельность клеточки, или по крайней мере гегемония ее над окружающей средой, как принцип, ложна. Учение это есть не более как крайняя ступень развития анатомического направления в патологии».

В противоположность Вирховским представлениям начало развиваться экспериментальное направление в патологии, основанное на работах Maженди, Cl. Bernard, В.В. Пашутина, А.Б. Фохта. Это направление характеризуется внедрением экспериментальных методов исследования в патологию, моделированием патологических процессов. В результате было показано, что при болезни страдают не только отдельные органы и системы, но и весь организм в целом. При этом существенным моментом болезни является расстройство регуляторных механизмов организма.

По мере развития эндокринологии было показано, что практически все болезни протекают с реакцией эндокринной системы. Нервизм (у истоков которого стояли С.П. Боткин и И.П. Павлов) уделял большое место нервной системе в возникновении и развитии болезни. Важным для возникновения и развития болезни является и состояние тканей (например, соединительной ткани, акад. А.А. Богомолец).

He следует представлять себе, что в XX в. материалистические представления в медицине победили окончательно. Иногда идеалистические представления (в том числе и во взгляде на болезнь), значительно трансформировавшись, продолжают влиять на мировоззрение врача.

НЕОПОЗИТИВИЗМ — сторонники этого философского учения считают научные понятия утилитарными, весьма условными логическими инструментами исследования, не отражающими объективных процессов. Одной из разновидностей этого течения является семантика, возникшая как философское учение в 30-х годах нашего века в США: которая считает, что человек не должен в своей повседневной жизни отождествлять слова с вещами и явлениями, не должен полагать, что нечто можно полностью познать, и, наконец, учитывать тот факт, что язык отражает не только внешние предметы, но и самого себя, поскольку языку свойственны принципы «нетождественности», «неполноты», «самоотражаемости».

Врачи, придерживающиеся таких взглядов, рассматривают болезнь как сугубо личное, условное состояние больного, а следовательно нозологические формы (т.е. отдельные заболевания — например, панкреатит, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, пневмония и т.д.) — это ничего не значащие словесные символы, произвольные термины, которым в последующем обычаи и традиции создали видимость объективности.

Модернизацией религиозных догм занимается философия католицизма — НЕОТОМИЗМ. В частности, библейскую легенду о сотворении богом первого человека (Адама) из «праха земного» стараются представить как аллегорию, иносказание, что бог якобы «вдохнул душу» не в «прах земной», а в древних антропоидов (человекообразных обезьян). Чтобы превратить их в людей, он будто бы произвел сильную мутацию, изменив генетическую основу. После грехопадения Адам подвергся воздействию эволюции, которая изображается как процесс восстановления и воспроизведения свойств и черт, запрограммированных и заложенных богом при сотворении, в «догреховное» время, до изгнания из рая.

Во взглядах на болезнь можно проследить еще одно идеалистическое направление — ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Название происходит от латинского existentia (существование), которое означает способ бытия человеческой личности, как конкретной и неповторимой, одну из важнейших способностей, знаний, умений человека, психических актов и мышления, которые человек может объективизировать в виде конкретных предметов и теорий. По мнению приверженцев этого учения, основная черта рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположностей субъекта и объекта, а значит вся реальная действительность, в том числе и больной человек, для врача предстают лишь как объект исследования и практического манипулирования, в силу чего такой подход носит «неличный», «безликий» характер. «Человек является и остается целостным, он не раскладывается на тело и дух, а скорее получается, что тело уже является духом, а дух — телом». Врач не может объяснить состояние человека и сделать выводы. У человека существует понимание изначальной виновности (с момента рождения) перед существованием (экзистенцией) за неспособность выполнять все возможности жизни, что в конечном счете проявляется в нейропсихических и нейросоматических состояниях. Долг же врача помочь человеку преодолеть это чувство вины, предоставив пациенту возможность «быть способным любить и доверять» путем установления иррационально-эмоциональной духовной коммуникации (связи), при которой больной выздоравливает потому, что хочет доставить удовольствие своему врачу.

В нашу задачу не входило подробное раскрытие положений представленных теорий, и мы лишь пытались показать, что идеалистические представления в медицине существуют и сегодня. Критика же их требует достаточного количества времени. Кроме того, следует согласиться с Г.И. Царегородцевым — автором, посвятившим много лет анализу философских течений в медицине, который пишет: «Можно с достаточной уверенностью утверждать, что большинство зарубежных медиков не испытывает выраженного интереса к медицинской теории и вряд ли имеют отчетливое представление о тех учениях, которые обычно подвергаются критике в нашей литературе. В еще меньшей степени (хотя бы в силу существования языковых барьеров) подобное представление имеют отечественные практические врачи...».

Определения болезни предлагались философами, естествоиспытателями, медиками, писателями и вообще людьми самых различных специальностей на протяжении развития человеческой культуры, но они никогда не были всеобъемлющими и выражали только одну из сторон проблемы, не охватывая ее в целом.

В качестве примеров примитивно-идеалистических взглядов на болезнь можно привести следующие определения:

Платон (III в. до н.э.) — «Болезнь — расстройство элементов, определяющих гармонию здорового человека».

Парацельс выдвинул понятие «целебной» силы природы (via medicatrix naturae) и рассматривал болезнь как борьбу болезнетворных сил с целебными силами организма.

К. Цельс полагал, что возникновение болезни связано с воздействием на организм особой болезнетворной идеи (idea morbosa).

А.В. Репрев: «ряд процессов, имеющих целью добиться возможной гармонии при данных условиях, составляют болезнь».

А. Джуеркам: Болезнь — «продукт столкновения между самоутверждающей и самоуничтожающей тенденцией в индивидууме».

Однако ввиду того, что больной человек объективно отличается от здорового, в определении понятия «болезнь» на всех этапах исторического развития человечества преобладал материалистический подход.

Все многообразие определений болезни можно сгруппировать по пяти основным положениям:

1. «Болезнь — нарушение равновесия организма со средой».

Гиппократ: «Болезнь — нарушение правильного смешивания влаг (дискразия в отличие от правильного смешивания их в норме — кразис): крови, слизи, желчи черной и желчи желтой».

Cl. Bernard: «Болезнь — нарушение равновесия организма со средой».

А.А. Богомолец: «Болезнь — ... является следствием нарушения болезнетворным агентом строгой гармонии физиологических отправлений».

Главное возражение: остается непонятным, что представляет собой это равновесие?

2. «Болезнь — отклонение от нормы».

А.А. Остроумов: «Болезнь — нарушение нормальной жизни организма условиями внешней среды».

С.П. Боткин: «Всякое нарушение равновесия, не восстановленное приспособляющей способностью организма, представляется нам в форме болезни, более или менее тяжелой, смотря по значению ее для жизни всякого организма».

A.И. Тальянцев: «Болезнь — уклонение от нормального жизненного процесса, вызванное болезнетворной причиной вследствие недостаточности регуляторных приспособлений организма».

B.М. Дильман: «Можно утверждать, что любое патофизиологическое состояние, увеличивающее вероятность смерти, есть болезнь».

A.А. Богомолец: «Болезнь является следствием нарушения болезнетворным агентом строгой гармонии физиологических отправлений».

М. Ферворн: «Болезнь — нарушение соотношения процессов ассимиляции и диссимиляции».

Авторы указанных определений не дают определения «норма — здоровье», предпочитая общие рассуждения или сводя понимание здоровья к статистическим нормам. Между тем, у здоровых людей известны большие колебания отдельных функциональных показателей. Кроме того, применяемый термин «гармония» к явлениям биологическим требует особой четкости, так как в зависимости от методологической установки автора он может принимать разное значение.

3. «Болезнь — это жизнь при ненормальных условиях».

Вирхов: «Болезнь — жизнь организма при ненормальных условиях».

J. Cohnheim: «Болезнь — это жизнь организма при ненормальных условиях, возможная благодаря регуляторным механизмам».

Л.А. Тарасевич: «Болезнь представляет собой сумму ненормальных жизненных отправлений, совершающихся в поврежденных так или иначе органах и тканях».

B.В. Подвысоцкий: «Болезнь —- это уклонение от нормального отправления или строения отдельной части или всего организма».

Н. Ribbert: «Болезнь — сумма жизненных функций, деградировавших под влиянием патологических изменений... в различных частях тела».

А.Д. Адо: «Болезнь — это жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенных функций. Болезнь снижает трудоспособность организма».

Н.Н. Зайко: «Болезнь есть нарушение нормальной жизнедеятельности организма при действии на него повреждающих агентов, в результате чего понижаются его приспособительные возможности».

Однако возникают вопросы:

а) что такое «ненормальные» и «нормальные» условия?

б) почему игнорируется активное отношение самого организма к действующим на него патогенным факторам?

в) почему опускаются качественные отличия болезни от здоровья?

г) почему болезнь сводится лишь к сумме болезненных изменений отдельных органов или функций?

4. Болезнь определяется как «борьба» или «реакции» организма.

А.А. Богомолец: «Болезнь— реакция организма на повреждение».

И. П. Павлов: Болезнь — «это встреча, соприкосновение организма с какими-нибудь чрезвычайными условиями или, вернее, необычайным размером ежедневных условий... Естественно, начинается и особенно серьезная борьба организма с этими условиями, т.е., во-первых, пускаются в ход оборонительные приборы тела... Дальше. Борьба кончается отбытием врага и прекращением работы оборонительных приборов, или победой врага — тогда наступает полом или разрушение той или другой части организма...».

Д.Е. Альперн: «Болезнь — это сложная реакция организма на действие болезнетворного агента, качественно новый процесс жизнедеятельности, возникающий вследствие расстройства взаимодействия организма с окружающей средой, характеризующийся ограничением или нарушением регуляции функций и приспособляемости, уменьшением работоспособности и полезной трудовой деятельности».

А.Н. Гордиенко: «Болезнь представляет собой процесс, вызванный единством и борьбой повреждения и физиологической меры защиты».

П.Д. Горизонтов: «Болезнь представляет собой общую сложную реакцию, возникающую в результате нарушения взаимоотношений организма и среды. Болезнь сопровождается развитием патологических процессов, представляющих местные проявления общей реакции организма».

Врядли целесообразно пользоваться для определения понятия «болезнь» образным выражением «борьба», т.к. при этом недостаточно учитывается характерная черта болезни — явления повреждения. Кроме того, не раскрывается характер реакции, а мы выделяем не только защитные, но и патологические реакции, утяжеляющие состояние больного. Что также не позволяет определять болезнь в целом как борьбу организма с болезнетворным началом.

5. «Болезнь — нарушение регуляции функций организма». Этот подход проявился в последние годы в связи с развитием кибернетики.

F. Hoff: «Болезнь — это нарушение управления».

Н.М. Амосов: Болезнь — это «нарушение в организме обратных связей» или «состояние неустойчивого режима или дефектов собственных программ».

Уже сам факт существования многочисленных определений болезни свидетельствует о невозможности дать полное, удовлетворяющее всех, определение. По этому поводу акад. Н.Н. Аничков писал: «Дать исчерпывающее определение понятия о болезни так же невозможно, как невозможно исчерпывающим образом определить понятие о жизни, так как болезнь представляет собой лишь особый вид жизненного процесса. Во всяком определении понятия о болезни последняя противопоставляется понятию о норме или здоровье». Ему вторит Lerich: «Что же такое болезнь — предмет нашего изучения? Мы не задумываемся над этим, а вместе с тем как трудно ответить на поставленный вопрос, и как бы это ни показалось странным, вряд ли кто-либо из нас сможет дать подходящее определение слову «болезнь» — ни сразу, ни после длительного размышления».

Однако для практической деятельности врача необходимо дать пусть и недостаточно исчерпывающее определение болезни. Это определение должно заключать в себе ряд обязательных положений. Какие это положения?

«Болезнь — это качественно новый процесс жизнедеятельности, возникающий под влиянием чрезвычайного раздражителя, проявляющийся нарушением саморегуляции организма и его уравновешивания с окружающей средой (т.е. снижение приспособляемости) и снижающий ценность общественно-производительной деятельности (трудоспособности) человека». Таким образом, какие важные черты подчеркнуты в этом определении?

1. То, что болезнь является процессом (значит, она динамично развивается в организме).

2. То, что этот процесс имеет свои качественные особенности и закономерные фазы развития.

Правильное представление о качественных особенностях болезни, о ее отличиях от нормального состояния организма важно как для определения понятия «болезнь», так и для определения понятия «здоровье». Предлагались различные определения понятия «здоровье». Ряд авторов использовали статистические данные для определения нормы и полагали, что все. что выходит за границы этой статистической нормы, является патологией.

Однако статистика показывает лишь частоту, с которой встречается тот или иной признак, но ни как не норму и патологию. В качестве примера можно привести тот факт, что артериальное давление 90—100 мм рт. ст. нередко является главным симптомом заболевания (гипотонии), связанного с нарушением нейроэндокринной функции сердечно-сосудистой системы, в других случаях — это крайний вариант нормы.

Важно и то, что физиологические нормы получены для состояния покоя и могут меняться при повышенной активности человека. Так, усиленная мышечная работа сопровождается повышением температуры, лейкоцитозом, повышением уровня сахара в крови, повышением артериального давления — т.е. эти показатели выходят за пределы нормы. Однако болезнь не возникает.

Некоторые исследователи предлагают использовать абстрактную норму, но для практической деятельности врача она ничего не дает.

Решение о качественных особенностях болезни осложняется тем, что при болезни наблюдаются два типа изменений — патологические и приспособительные реакции, которые подчас очень трудно отличить.

Наконец защитные и патологические изменения могут быть как специфическими, так и неспецифическими, встречающимися при разнообразных болезнях.

Наряду с приведенными выше соображениями следует также учесть, что каждое конкретное заболевание у различных больных протекает своеобразно.

Все это затрудняет решение вопроса о качественных особенностях здоровья и болезни.

И все-таки можно более или менее четко выделить качественные различия здоровья и болезни. Эти качественные различия и включены в определение болезни:

I. Недостаточная приспособляемость организма к внешней среде (для здорового состояния человека характерно сохранение уравновешивания организма со средой, без чего невозможно единство организма и среды).

II. Возникновение болезни под влиянием чрезвычайного (патогенного) раздражителя.

Чрезвычайный раздражитель— это по сути дела обычный раздражитель, но отличающийся либо по силе своего действия, либо по длительности действия, либо по необычайной точке приложения своего действия.

III. Нарушение жизнедеятельности и понижение трудоспособности человека (снижение его общественно-производительной деятельности).

Если с I и II положениями большинство исследователей согласны, то III иногда вызывает возражения:

1. Считают, например, что не всякая болезнь вызывает нарушение общественно-производительной деятельности человека. Наоборот, некоторые болезни якобы даже повышают работоспособность людей (например, тиреотоксикоз, маниакальный психоз). Это неправильная точка зрения берет свое начало от антинаучной теории о том, что высокая талантливость людей является состоянием патологическим. Данную точку зрения вследствие ее несостоятельности опровергать излишне.

2. Так же необоснованна ссылка на то, что некоторые болезни в отдельных случаях якобы не снижают общественно-производительной деятельности того или иного человека. Более глубокое рассмотрение вопроса показывает, что каждая болезнь, если она даже явно и не снижает определенного вида трудовой деятельности данного больного, то обязательно все же ограничивает его общую работоспособность, снижает темпы работы, требует на выполнение данной работы больших затрат и времени или, наконец, укорачивает срок трудовой деятельности больного индивида.

3. Считают, что это определение не отражает особенностей болезни детей и стариков, которые якобы не участвуют в общественно-производительной деятельности. Это возражение также необоснованно. У детей и стариков, как членов общества, имеется своя, характерная для них общественно-производительная функция, которая естественно снижается во время болезни.

4. Некоторые видят недостаток приведенного определения понятия «болезнь» в том, что к нему подходит якобы и такой физиологический процесс, как беременность, особенно в поздние ее периоды, когда беременной женщине необходимо значительно ограничить свою трудовую активность. Это возражение необоснованно, беременная женщина в период беременности выполняет самую ценную функцию, связанную с воспроизведением человеческого рода.

5. Исходя из данного определения, нельзя назвать болезнью также и физиологическое утомление человека.

Утомление — это своеобразная фаза физиологического состояния, сигнализирующего о необходимости отдыха для восстановления истраченных во время работы энергетических ресурсов организма. В связи с этим понятно, что утомление как явление физиологическое не нарушает уравновешивания человека с социальной средой.

6. Наконец, в качестве возражения против правильности данного определения болезни некоторые приводят такие «болезни», как, например, незначительные местные воспалительные процессы, локализующиеся в кожных покровах или подкожной клетчатке и обычно не снижающие трудоспособности человека. С этим возражением нельзя согласиться, так как подобные расстройства являются не болезнью, а патологическим процессом, не содержащим в себе всех сложных сторон и особенностей, характерных для болезни как соответствующей нозологической формы. Понятие «патологический процесс» является более узким, оно включает в себя лишь относительно немногочисленные нарушения, которые входят в качестве составных элементов в обширный комплекс расстройств, характерных для той или иной болезни.

Приведенное определение понятия «болезнь» ориентирует врача и в тактике проведения лечебных мероприятий:

1. При борьбе с болезнью следует учитывать целостный организм в его единстве с окружающей средой. В связи с этим следует применять даже при «местном» заболевании методы комплексного (и «местного», и «общего») лечебного и предупредительного действия на организм.

2. При лечении и предупреждении болезни надо особое внимание уделять уничтожению патогенного агента или ослаблению его действия.

3. При лечении болезни следует проводить мероприятия, направленные на активацию защитных механизмов организма.

4. При лечении следует помнить о восстановлении регулирующих механизмов и систем организма (прежде всего нервной системы).

5. Поскольку болезнь сопровождается снижением трудоспособности человека, то врач в своей работе должен уделять большое внимание профилактике заболеваний.

Однако болезнью не ограничиваются все патологические явления в организме. Понятие «болезнь» включает в себя более простые явления, которые могут существовать и самостоятельно. К ним относятся:

Патологическая реакция — представляет собой кратковременную, необычную реакцию на какой-либо раздражитель, часто не сопровождающуюся длительным нарушением трудоспособности человека. Например, кратковременное повышение или понижение артериального давления под влиянием отрицательных эмоций или сильного раздражения чувствительного нерва.

Патологический процесс — болезненное изменение функций и структуры — включает в себя различные сочетания элементарных патологических реакций. Он не представляет собой определенной картины болезни — нозологической единицы, нередко (бородавки, липома, атерома и др.) не вызывают понижения трудоспособности человека.

Некоторые сочетания патологических и защитно-физиологических реакций принято называть типовыми патологическими процессами (воспаление, лихорадка и др.).

Патологический процесс может закончиться нормализацией без перехода в болезнь.

Патологическое состояние — представляет собой очень медленно развивающийся патологический процесс или его последствия. Начало патологического состояния может иногда относиться к периоду внутриутробного, эмбрионального развития (различные врожденные уродства: неполное закрытие позвоночного канала, врожденная косолапость, недоразвитая инфантильная матка и др.) или нередко оно является следствием ранее перенесенного патологического процесса или болезни (культя после ампутации конечности, слепота после травмы глаза и др.)

Возможны и такие варианты, когда патологическое состояние переходит в патологический процесс. Например, пигментированный участок кожи — «родимое пятно» (патологическое состояние) под влиянием механических, химических или радиационных раздражений может перейти в опухоль — меланосаркому, т.е. быстро развивающийся патологический процесс.