Навигация по сайту

Навигация по сайту

Реклама

Реклама

Яндекс.Метрика

Предмет и задачи патофизиологии. Основные понятия общей нозологии


Знание биологии, анатомии, гистологии, физиологии, биохимии и других предметов дает подробное представление о строении всего организма и его отдельных систем, о химических превращениях, происходящих в нем в результате жизнедеятельности организма, как целого, и физиологического назначения отдельных органов и т.п. Однако изучение этих предметов не объясняет причин и общих законов возникновения заболеваний, механизма их развития и течения, последующей их судьбы, а знание именно этих законов является, пожалуй, самым важным для деятельности врача. Эти вопросы призвана решать дисциплина, получившая название патофизиологии. Итак, патофизиология изучает причины возникновения, механизмы развития, исходы патологических процессов и нарушения функций различных систем, наблюдаемые при развитии патологических процессов в организме.

Казалось бы, и другие дисциплины — в частности клинические — изучают те же вопросы. Однако последние, как то клиника внутренних болезней, хирургии, глазных болезней, кожных и венерических болезней и др. — рассматривают причины отдельных заболеваний, симптоматику их, течение и главным образом лечение их. Так, например, терапевтическая клиника изучает воспаление кишечника, легких и т.д., изучает механизм развития воспаления в этих органах, его течение и исход, клиника глазных болезней изучает те же вопросы воспаления глаз, а клиника кожных и венерических болезней — воспаления кожи, слизистых мочеполовых путей и т.д. Ho где бы ни развивалось воспаление, оно всегда имеет общие закономерности развития и их должна изучать какая-то дисциплина.

Такой дисциплиной, изучающей общие закономерности развития патологических процессов, и является патологическая физиология. Без знания законов развития патологических процессов очень трудно понять все разнообразие клинических проявлений одного и того же процесса при локализации его в различных органах. Патологическая физиология изучает причины общих типических патологических процессов, устанавливает механизмы их возникновения и развития, определяет биологическую сущность процессов и их исходы. Клиника же изучает причины и проявления отдельных нозологических форм и особенности их в каждом конкретном случае, постоянно стремится найти метод для диагностики и лечения заболевания.

Знания общих законов развития патологических процессов превращает нашу дисциплину в науку. Как и всякая наука, она должна отвечать следующим трем требованиям:

1) иметь свои задачи;

2) иметь свой объект исследования;

3) иметь свою методику.

Задачи патофизиологии;

а) изучить общие закономерности патологических процессов;

в) построить теорию медицины.

Объект исследования:

Экспериментальная модель — мы моделируем патологический процесс, искусственно вызываем опухоль, воспаление, лихорадку у животного. В качестве модели иногда выступает и больной человек.

Метод изучения патологических процессов — патофизиологический эксперимент. Необходимость эксперимента для изучения патологии стала ясна исследователям уже давно. Так, ученик Везалия Коломбо говорил, что путем эксперимента над собакой исследователь в один час может научиться большему, чем если он будет следить непрерывно за пульсом человека или в течение месяцев будет изучать писания Галена.

И.П. Павлов: «Хотя клиника своими тысячелетними трудами тонко уловила образы различных болезней, дала почти полную морфологию патологических состояний, хотя патологическая анатомия, грубая, как и микроскопическая, и клинические исследования последнего времени собрали и ежеминутно собирают огромный материал относительно внутренних подробностей болезненного процесса, однако полный анализ, полное знание механизма болезненного процесса с начала и до конца получается только из рук эксперимента. Однако патологическая анатомия для этого еще слишком грубый прием и одна клиника без опыта бессильна вполне проникнуть в сложность явлений».

Патофизиологический эксперимент отличается от других экспериментов, в частности физиологических, тем, что экспериментатор создает модель заболевания, но не для того, чтобы видеть красоту природного явления, а чтобы овладеть им. Для этого он изучает причину его появления, механизм развития и влияние возникшего патологического процесса на функциональные отправления организма. Однако это только часть задач патофизиологического эксперимента. Вторая задача его — изучить формы нарушений физиологических процессов, их закономерности и на основании последних прекратить течение патологических процессов и привести организм на рельсы нормального течения физиологических процессов.

Таким образом, патофизиологический эксперимент изучает нормальные функции организма и те же функции при создании патологического состояния. Завершается он выведением организма из патологического состояния и приведением его в нормальное.

Для того чтобы изучить все разнообразие нарушений, патофизиология в своих экспериментах прибегает к физическим, химическим, серологическим, физико-химическим и морфологическим методам исследования.

• Физические методы.

Измерения кровяного давления, скорости движения крови, запись пульса, частоты и объема дыхания, температуры — широко используются в изучении патологических процессов.

• Химические методы.

Обмен веществ, химические константы крови.

• Серологические методы.

Аллергия, иммунитет, переливание крови.

• Морфологические методы.

Изучение патологического процесса без четкого представления о его морфологической природе практически невозможно.

Иногда можно слышать, что разнообразие используемых патофизиологией методик лишает ее своего лица. Однако к этому высказыванию следует относиться как к недоразумению. Собственное лицо патофизиология приобретает прежде всего благодаря постановке вопросов, основная цель которых — установить закономерности заболевания и выздоровления на уровне целого организма. Использование же широкого спектра различных методик позволяет наиболее глубоко решить этот вопрос.

Сейчас появились и другие науки, которые используют и базируются на методиках других наук. В качестве примера можно привести молекулярную биологию. Ho на этом пути патофизиология была первой.

Поскольку патофизиология использует методики других наук, то естественно, что она связана тесно с другими медицинскими науками. Прежде всего она связана с клиникой. Все вопросы, которые решает патологическая физиология, в основе своей имеют потребности клиники. Все открытия, сделанные патофизиологией, находят свое применение в клинике. Чем лучше врач знает патофизиологию, тем более грамотным клиницистом он проявляет себя.

Ho патологическая физиология тесно связана и с теоретическими науками, в первую очередь с нормальной физиологией. Патологическая физиология изучает нарушение функций у больного человека или у животных, у которых искусственно вызван патологический процесс. Ho не зная нормальной функции организма, совершенно невозможно понять нарушение ее. В то же время нарушения функций при патологии происходят по своим законам, которые нельзя описать с позиции нормальной физиологии. Более того, в зависимости от фазы патологического процесса функции организма меняются по-разному.

Нормальный физиолог тоже иногда вызывает патологический процесс. Ho это ему нужно, чтобы лучше изучить функции нормального организма. Патологический процесс для нормального физиолога это средство исследования, а не цель, в то время как патофизиолог вызывает патологический процесс, чтобы изучать его.

И физиолог и патофизиолог со своими методами часто приходят в клинику, но опять-таки физиолог через больного изучает функции здорового человека, в то время как патофизиолог — закономерности развития патологического процесса у человека.

Общими закономерностями развития патологического процесса занимаются не только патологическая физиология, но и патологическая анатомия. Задачи этих наук имеют много общего, но для решения их они используют различные методы. Патологическая анатомия ищет структурные изменения в клетках, тканях и органах, используя метод микро- и макроскопических исследований, и сопоставляет их с клиническим течением заболевания.

Различие между патологической анатомией и патологической физиологией заключается в том, что патологоанатом исследует морфологические изменения структур организма — клеток, тканей и органов, а патофизиолог — функции организма и его систем при патологических процессах. Для достижения своей цели патологоанатом неизбежно должен прибегать к иссечению частиц того или иного органа при жизни больного или у трупа. Патофизиолог ведет свои исследования на живом объекте во все периоды развития патологического процесса: он не отказывается и от морфологических исследований, хотя они являются для него вспомогательными. Иными словами, «Патологическая анатомия есть учение о болезненно измененном строении, а патологическая физиология — учение о болезненных отправлениях».

Несколько слов о названии науки:

1. Патологическая физиология.

2. Общая патология.

3. Экспериментальная физиология — чаще понимают под этим термином экспериментальную часть нормальной физиологии.

4. Клиническая физиология — использование этого термина более правильно, если исследователь шел к изучению нормы через клинику, а это не задача патофизиологии.

5. Клиническая патофизиология — более правильно, т.к. изучается патологический процесс, но сегодня это лишь часть патофизиологии.

6. Философия медицины — название интересное, но большой смысловой нагрузки не несет.

Настоящая история патологической физиологии еще не написана. Имеющиеся исторические очерки, как правило, грешат односторонностью и предвзятостью, субъективизмом. Многие узловые моменты развития науки обычно привязываются к определенным политическим событиям, отчетливо выражено стремление доказать приоритет той или иной страны, той или иной школы. Вероятно, не удастся избежать этого и нам, но постараемся, насколько возможно, быть объективными.

Механизмы развития болезни и пути ее лечения всегда интересовали врача, и в этом смысле патологическая физиология такая же древняя, как и медицина. Однако наука появляется лишь тогда, когда для нее создана определенная база, накоплен определенный объем знаний, но и после этого она проходит определенные этапы и фазы своего формирования. В развитии предмета условно выделим четыре периода.

Первый период (1542—1863 гг.). На связь физиологии и патологии указал Фернель в трактате «De naturali parte medicine». Элементы общей (универсальной) патологии были четко представлены в трактате Варандеса (Iohannes Varandes) — «Opera omnia». Сам же термин «патологическая физиология» применил в 1819 году Галлиот в учебнике «Pathologie generale et physiologie pathologique».

C этого периода начинается и преподавание патологической физиологии, правда лишь ее отдельных элементов вместе с анатомией, физиологией, терапией и в основном клиницистами. Появляются и первые руководства. В учебнике Г. Бурхаве отдельная глава отведена общей патологии, ей посвящены самостоятельные разделы в учебниках Гаубиуса, Гартмана.

В России первыми преподавателями отдельных элементов общей патологии (патологической физиологии) в XVIII в. в госпитальных и медицинских школах были выдающиеся клиницисты А.М. Шумлянский (кафедра терапии, акушерства и патологической анатомии) в Московской госпитальной школе, М.М. Тереховский — преподаватель фармакологии, патологии и практической медицины в Кронштадском морском госпитале.

В Московском университете в 1764/65 учебном году общую патологию впервые начал читать профессор Семен Герасимович Зыбелин. Он понимал под общей патологией описание отдельных симптомов, свойственных многим заболеваниям. Для доказательства своих положений он уже начал использовать эксперимент. Его дело продолжили терапевты М.И. Барсук-Моисеев, И.Е. Дядьковский, К.В. Лебедев. В Петербурге общую патологию также преподавали терапевты И.А. Смеловский, К.Ф. Уден, Д.М. Велланский, Н.Ф. Здекауер.

Новое содержание в общую патологию внес профессор Московского университета А.М. Филамофитский (1807—1849) — руководитель первой самостоятельной кафедры физиологии и общей патологии, организованной в 1835 г.. Он рассматривал общую патологию как продолжение физиологии. Более того, Филамофитский уже использовал термин «патологическая физиология». Он впервые в России произвел ряд патофизиологических экспериментов: удаление почек у животных, перевязку мочеточников и др.

Одновременно формирование патофизиологии как науки коснулось и Европы.

В 1771 г. Порталь (Antoine Portal) в College de France читал курс патологической физиологии, анализируя явления болезней при помощи опытов над живыми животными.

Сменивший его Лаэннек изобрел аускультацию и сделал огромный шаг вперед в экспериментальной медицине. Вместо неясного и неуверенного истолкования симптомов болезни он выдвинул точную диагностику, основанную на знакомстве с физическими условиями болезни.

Следующий за ним Мажанди оказал решительное влияние на окончательное проникновение экспериментирования в научную медицину.

С 1849 г. общая патология в русских высших учебных заведениях начала преподаваться на самостоятельной кафедре «Патологическая анатомия и общая патология».

Издаются первые отечественные учебные пособия: в 1835 г, «Общая антропопатология» К. В. Лебедева и содержащий раздел по общей патологии учебник К. Рокитанского «Патологическая анатомия».

К концу этого периода развития патологической физиологии в научной и медицинской среде окончательно оформились два основополагающих принципа, которые и легли в фундамент зарождающейся науки — патологической физиологии: 1 — умение видеть во всем разнообразии симптомов различных заболеваний общие, ключевые механизмы; 2 — необходимость использования экспериментальных подходов при изучении этих механизмов и выявлении закономерностей развития патологического процесса. Этот второй принцип был достаточно четко сформулирована Р. Вирховым: «... патологическая анатомия может, правда, начать реформу клинической медицины и медицинской практики, но довершить эту реформу она не в состоянии. Если патологический анатом не желает довольствоваться своим мертвым материалом, замкнутым в простые пространственные отношения, то ему не остается ничего другого, как сделаться и патологическим физиологом. Патологическую физиологию никогда нельзя построить на патологической анатомии. Патологическая физиология имеет только два пути: один, несовершенный, — это клиническое наблюдение и другой, возможно совершенный, — это опыт. Поэтому патологическая физиология не есть продукт спекуляции, гипотезы, произвола или убеждения; это — великая, самостоятельная и чрезвычайно важная наука, построенная на фактах и опытах. Гипотеза в ней имеет только временное значение, являясь матерью опыта... под именем патологической физиологии мы понимаем настоящую теоретическую медицину, ибо слово теоретическая, как известно, не означает гипотетическая; первая вытекает из убеждения, вторая — из произвола».

Великий французский физиолог К. Бернар вторил Р. Вирхову: «Медицина всегда начинается с клинического наблюдения, но как только явление констатировано, необходимо, чтобы сразу явилась физиология и распутала хаос, разъяснив внутренние явления, скрытые под этой внешностью. Без экспериментирования, без изучения патологических процессов можно понять лишь внешнюю сторону процесса, но нельзя понять сущность этого процесса и его внутренние механизмы. Вот почему врач по выходе из больницы должен спуститься в свою лабораторию и постараться выяснить при помощи эксперимента встретившиеся ему вопросы патологии», Клод Бернар является автором, возможно, первой классической патофизиологической модели — знаменитый «сахарный укол».

С. Самуэль отмечал: «Подобно тому, как исследование здоровой жизни, основываясь на морфологии и химии, должно возвыситься до физиологии, так и исследование больной, расстроенной жизни, основываясь на патологической анатомии и химии, должно возвыситься до патологической физиологии... Патологическая физиология получает вопросы частию от патологической анатомии, частию от практической медицины; ответы же свои она черпает частию из наблюдений у самой постели больного, и в этом отношении она составляет часть клиники, а частию из опыта на животном. Опыт составляет последнюю и высшую инстанцию патологической физиологии, ибо только опыт одинаково доступен для медицины всего мира; только опыт представляет нам известное явление в его зависимости от известного условия, так как условие это в опыте ставится по желанию».

Второй период (1863—1924 гг.). Характеризуется выделением преподавания физиологии и патофизиологии в самостоятельные дисциплины. «Нужда... в разделении преподавания была понята в Германии, Голландии, России». В 1863 г. новый «Устав российских университетов» выделяет общую патологию в самостоятельную кафедру. С этого события начинается следующий период в развитии патофизиологии, длившийся с 1863 по 1924 г. Это период формирования патологической физиологии как предмета для преподавания. Он характеризуется образованием кафедр, приходом на эти кафедры физиологов, изданием первых учебников, началом формирования научных школ.

Наряду с Московским университетом кафедры общей патологии создаются в 1867 г. в Казани, 1869 г. в Киеве, 1872 г. в Харькове, 1879 г. в Военно-медицинской академии — кафедра общей и экспериментальной патологии, 1892 г. во Львове, 1890—1891 г. в Томске, 1900 г. в Одессе и др. Всего в начале XX века в России насчитывалось 13 кафедр.

На первых этапах кафедры общей патологии занимали специалисты, получившие образование в прозектурах как патологоанатомы, — А.И. Полунин (Москва), Н.А. Хржонщевский (Киев), П.Н. Оболенский (Харьков), либо клиницисты — М.Ф. Субботин (Казань), а значит внедрение физиологических методов в патологию представляло лишь единичные попытки и не получило широкого распространения, так как бурное развитие патологической анатомии тормозило этот процесс.

Вместе с тем все отчетливее проявлялась необходимость физиологических подходов в общей патологии. Объективность этого подтверждается тем, что почти одновременно в трех разных университетах — Казанском, Московском и Киевском — был совершен поворот общей патологии от морфологии к физиологии. Этот поворот связан с именами В.В. Пашутииа, А.Б. Фохта и В.В. Подвысоцкого. Практически ровесники, пройдя разный жизненный путь, они практически в одно время в корне изменили содержание предмета.

В этой могучей тройке первое место безусловно принадлежит Виктору Васильевичу Пашутину. Ученик И.М. Сеченова и С.П. Боткина, он в 1874 г. принял кафедру общей патологии в Казанском университете и преобразовал ее в кафедру общей и экспериментальной патологии — содержание этого предмета было очень близко к современной патофизиологии. Именно 1874 г. многие считают годом рождения патологической физиологии. После пяти лет работы в Казанском университете в 1879 г. Пашутин переехал в Петербург и организовал кафедру общей патологии Военно-медицинской академии, где и работал до своей смерти.

Научные интересы Виктора Васильевича распространялись на вопросы лихорадки, голодания, обмена веществ.

Представители школы В.В. Пашутина — П.М. Альбицкий (заведовал кафедрами в Томске, в Военно-медицинской академии и в женском медицинском институте Петербурга), А.В. Репрев (кафедры в Томске и Харькове), Д.И. Тимофеевский (Томск), Н.Г. Ушинский (кафедры в Варшаве, Pocтове-на-Дону, Баку), Н.П. Кравков (фармаколог), Д.П. Косоротов (судебный медик).

Александр Богданович Фохт после окончания Московского университета в 1871 г. детский врач, помощник прозектора на кафедре патологической анатомии и судебной медицины (у И.Ф. Клейна). В 1875—1880 гг. занимается в Лейпцигском институте общей патологии у Ю. Конгейма. С 1880 г. — профессор кафедры общей патологии. В 1891 г. организовал и возглавил Институт общей и экспериментальной патологии Московского университета.

Александр Богданович посвятил себя исследованиям патологической физиологии сердечно-сосудистой системы

Из школы А.Б. Фохта вышли такие крупные ученые, как Г.П. Сахаров (исследования по реактивности, по эндокринологии, впервые описал явление сывороточной анафилаксии у морских свинок), А.И. Тальянцев (патофизиология кровообращения), Ф.А. Андреев (разработал метод оживления животных), В.В. Воронин (вопросы патогенеза воспаления),

В.В. Подвысоцкий еще студентом Киевского университета увлекся научной работой и проводил исследования на кафедрах гистологии, эмбриологии и сравнительной анатомии (зав. — проф. П.И. Перемежко) и судебной медицины (зав. — проф. Г.Н. Минх), что позволило ему через два года после окончания университета в 1876 г. защитить докторскую диссертацию, а еще через год возглавить кафедру общей патологии. В 1900 г. он организует медицинский факультет при Новороссийском университете (Одесса), а с 1905 г. занимает пост директора Института экспериментальной медицины в Петербурге. В центре его научных интересов находились проблемы воспаления, опухолевого роста, иммунологии.

Учениками В. В. Подвысоцкого были И.Г. Савченко (заведовал кафедрой общей патологии в Казани, исследовал проблемы воспаления, иммунитета, опухолей), Л.А. Тарасевич (2-й Московский университет), Д.К. Заболотный (Президент АН Украины). Самым талантливым учеником В.В. Подвысоцкого, оставившего наиболее яркий след в патофизиологии, следует признать А.А. Богомольца (академик, Президент Украинской академии наук, основатель института геронтологии, зав. кафедрой патофизиологии Киевского медицинского института. Научные интересы — вопросы конституции, реактивности, аллергии, физиологии соединительной ткани, геронтологии и др. Он создал свою большую школу патофизиологов).

Рассматриваемый исторический период характеризуется также появлением достаточно большого числа разнообразной учебной литературы. Это и переводные учебники, например «Руководство к общей патологии в смысле патологической физиологии» С. Самуэля. Это и написанные российскими учеными. В.В. Пашутин издал «Лекции общей патологии (патологической физиологии), читанные студентам Императорского Казанского университета», «Лекции общей патологии (патологической физиологии), часть 2-я, Патология систем тела», «Курс общей экспериментальной патологии (патологической физиологии)», которые рассматриваются в качестве первых учебников по патофизиологии. В, В, Подвысоцкий написал «Основы общей и экспериментальной патологии. Руководство к изучению физиологии больного человека». Затем выходят учебники Л.A. Tapaсевича «Курс общей патологии для врачей и студентов», «Учебник по общей патологии» В.К. Линдемана, Н.Г. Ушинского «Учебник общей и экспериментальной патологии».

Еще одна характерная черта этого периода — это окончательное представление о патофизиологическом эксперименте. Согласно утверждению К. Бернара — «Гален проделал достаточное количество физиологических опытов, чтобы заслужить имя “отца физиологии”, подобно тому как Гиппократ был назван “отцом медицины”». Его опыты заключались преимущественно в удалении органов и наблюдении за вытекающими из этого расстройствами, отсюда возможность давать заключение о функции удаленного органа.

Однако цель патофизиологического эксперимента сводится к определению законов физиологических и патологических явлений, чтобы получить возможность по своему усмотрению управлять проявлением этих феноменов, как физик и химик по своему усмотрению управляют явлениями природы, законы которых они открыли и изучили, т.е. «... среди врачей-физиологов находятся такие, которые считают необходимым принять две физиологии: нормальную физиологию, к которой относится изучение функций жизни в здоровом состоянии, и патологическую физиологию, объясняющую явления патологического состояния: одну, изучающую, например, пищеварение, кровообращение, другую, объясняющую лихорадку, воспаление легких и другие различные болезни». Таким образом, патофизиологическое экспериментирование, согласно К. Бернару, приводит нас к самой причине болезни, объясняет механизм ее и научает рационально воздействовать. Иными словами экспериментатор создает модель болезни для того, чтобы расшифровать механизмы ее развития и найти пути воздействия на отдельные звенья ее патогенеза.

Первые патофизиологические модели принадлежат Галену — так он перерезал нервы горатни и открыл их влияние на голос. Эразистрат и Гален знали, что укол между первым шейным позвонком и затылочной костью вызывает смерть. Мажанди разработал способ воспроизведения двигательных и чувствительных нарушений с помощью перерезки передних и задних корешков спинного мозга. К патофизиологическим моделям вполне можно отнести «сахарный укол» Клода Бернара в дно IV желудочка головного мозга, приводящий к развитию сахарного мочеизнурения, удаление Броун-Секаром (по выражению И.П. Павлова — не то американец, не то француз, его не разберешь) надпочечников, с помощью которого он пытался объяснить механизм Аддисоновой болезни). Гаспар (из Сент-Этьена), впрыснув декокт гнилого мяса в вены животного, обнаружил появление крайне интенсивной лихорадки. И этот арсенал патофизиологических моделей в XIX в. неуклонно расширялся.

Особое место в истории патофизиологии занимает И. И. Мечников, который хотя и не был официально общим патологом, но заложил основы сравнительно-эволюционного подхода к исследованию патологических процессов, в частности воспаления, иммунных реакций и др.

Работы выдающегося русского физиолога И.П. Павлова также во многих аспектах представляли собой патофизиологические исследования.

Появление различных школ патофизиологов потребовало создания какой-то организации, их объединяющей. В 1909 г. образуется первое Научное общество патологов России, состоящее из патофизиологов и патологоанатомов.

Третий период (1924—1950 гг.). В 1924 г. происходит еще одно ключевое событие в истории патофизиологии — по предложению акад. А.А. Богомольца и проф. С.С. Халатова кафедры общей патологии университетов были переименованы в кафедры патологической физиологии. Этот период характеризуется бурным развитием патологической физиологии, дальнейшим формированием научных школ, созданием исследовательских институтов.

В этот период от патологической физиологии отпочковываются целые разделы, которые становятся самостоятельными специальными науками: бактериология (за ее выделение особенно ратовал Н.Г. Ушинский), иммунология, аллергология, онкология, эндокринология, реаниматология и др. Патологическая физиология приобретает современный вид.

Издаются учебные руководства и учебники по патофизиологии А.А. Богомольца, Н.Н. Аничкова, Д.Е. Альперна, С.М. Павленко, В.В. Воронина, Н.И. Шохора.

В обществе патологов создаются отдельные секции патофизиологов в 1935 г. в Ленинграде, в 1937 г. в Москве, а затем и в других городах. Патофизиолог Н.Н. Аничков стал Президентом АМН СССР.

Четвертый период (с 1950 г. и по настоящее время). В 1950 году состоялась печально знаменитая объединенная сессия АН СССР и АМН СССР по проблемам физиологического учения И.П. Павлова. Однако для патофизиологии, которая всегда, в силу особенностей содержания предмета, находилась в области идеологической борьбы, это событие имело и положительный результат. Она дала толчок к объединению патофизиологов во Всесоюзное общество патофизиологов. С 1957 г. Общество начало издание и своего журнала «Патологическая физиология и экспериментальная терапия».

В 1970 г. в Баку прошел I Всесоюзный съезд патофизиологов, а 1972 г. в Ростове-на-Дону — I международный конгресс патофизиологов. Таким образом, патофизиология получила международный статус, а наша страна — признание приоритета в развитии этой науки

В 1991 г организуется Международное общество патофизиологов В результате патофизиология становится международно признанной наукой.