Навигация по сайту

Навигация по сайту

Реклама

Реклама

Яндекс.Метрика

Патофизиология высшей нервной деятельности


Неврозы


Невроз — это нарушение функций головного мозга вследствие перенапряжения этих функций.

К функциональным, т.е. не имеющим морфологических эквивалентов нарушениям относятся; 1) психозы, 2) неврозы. Эти заболевания присущи лишь человеку, поскольку общим для них является психогенная природа, т.е. они возникают на действие слова.

Если психозами страдают больные с конституционными врожденными особенностями всей личности, которые не осознают, что они больны, часто совершают антисоциальные поступки, то неврозы — форма приобретенная, возникающая у практически здоровых людей. При неврозах страдает лишь часть личности (парциальность) и, при сохраняющемся критическом отношении к болезни, не характерны антисоциальные формы поведения. Невроз характеризуется обратимостью патологических нарушений и специфичностью клинических проявлений.

По данным ВОЗ от 6 до 30 % населения в различных странах мира страдают нервно-психическими функциональными заболеваниями, из которых 80% приходится на долю неврозов и лишь 20 % занимают психозы. В странах Западной Европы этот показатель максимальный и составляет 10—25 %, в Японии — 6,9 %, в развивающихся странах от 1,5 до 4 %. За последние 60 лет число психических заболеваний возросло в 1,6 раза, а неврозов в 24.

Классификация неврозов


Все заболевания этого вида делят на две большие группы:

I — истинные или большие неврозы,

II — неврозоподобные состояния или системные вегетативные неврозы.

К первой группе относят: неврастению, истерию, невроз навязчивых состояний.

Неврастения, или неврастенический невроз (нервная слабость), — впервые описана американским врачом Бирдом в 1880 году и является самым распространенным неврозом (более 95—97 % всех неврозов, в то время как на остальные два приходится лишь 3—5 %).

Выделяют три клинические формы: гиперстеническую (преобладает раздражительность, несдержанность), гипостеническую (доминирует заторможенность, усталость) и смешанную. Формы могут переходить одна в другую. При всех есть общие сквозные симптомы: головная боль, бессонница, неприятные ощущения во всем геле, вегетативные расстройства. Заболевание развивается обычно поэтапно. В начальной фазе больные все время настороже, боятся упустить себя из рук, жалуются на ощущения натянутой струны где-то внутри, испытывают боязнь сорваться, но срыв все же происходит. Человек нагрубил, переживает, мучается. Ho внутреннее торможение спадает: тормоза не выдерживают — страдает условный тормоз, т.е. срыв чаще дома, а на работе ведет себя идеально. Нередки фазовые состояния — мелочь выводит из себя, а крупные неприятности переносятся довольно спокойно.

При полной картине невроза тормоза уже совсем не держат. Одновременно страдает в двух направлениях и возбудительный процесс. Снижается порог возбудимости, и наступает утомляемость, быстрая истощаемость возбудительного процесса.

Раздражительная слабость, реакция «спички» — иными словами «суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано». Это характерная особенность больных этим неврозом: потеря интереса к любимому делу, рассеянность, жалобы на плохую память.

Сомато-вегетативные расстройства при неврастении очень яркие, особенно жалобы со стороны сердечно-сосудистой системы: неприятные ощущения в области сердца, неустойчивое давление и др.

Истерия — самый древний невроз, который называют «великая притворщица, хамелеон». Истерия может «симулировать» любую болезнь. Больной истерик охотно описывает свои неприятные ощущения, утрируя их, т.е. придавая им значительно более тяжелый характер, чем есть на самом деле.

В основе клиники лежат два явления: 1) отсутствие объективной природы по отношению к другим и самому себе; 2) стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих. Хотя в настоящее время почти полностью исчезли классические припадки в форме дуги голова — пятки, но приступы плача, стенания с заламыванием рук, вплоть до судорожного припадка, можно увидеть и по сей день. Ho если эпилептик бьется на асфальте, то истерик предпочитает «биться» на ковре или на кровати. И чем больше вокруг него врачей и профессоров, тем на большей высоте он находится: «Болеть так болеть».

Невроз навязчивых состояний — или фобические неврозы. Может быть в виде самостоятельного невроза, но нередко является симптомом других неврозов. Навязчивые мысли — сомнения, например: без конца могут проверять. выключен ли газ, утюг, свет, доводя себя до изнеможения; страхи: кардиофобия — страх заболеть сердечным заболеванием, канцерофобия — заболеть раком, миксофобия — не сойти с ума, эрейтофобия — страх покраснеть, клаустрофобия — боязнь закрытых помещений и т.д.

Обычно фобии переносятся больными очень тяжело из-за двойственного отношения к ним — продолжающегося переживания страха при понимании его необоснованности.

Существенным признаком невротических фобий (в отличие от психозов) является выраженная борьба с ними.

В отдельную группу выделяют неврозоподобные состояния — патология, развивающаяся на фоне соматических заболеваний, длительных инфекций, туберкулеза, некоторых заболеваний сердечно-сосудистой системы, рака или язвенной болезни желудка, в предоперационном периоде и т.д. — состояние, по клинике похожее на невроз, но возникшее по другой причине.

Этиология неврозов


Важным достижением современной неврологии является признание психогенной природы неврозов. Именно в этом заключается принципиальная особенность этого заболевания.

Обычно подчеркивают значение двухэтапной психической травматизации. У большинства больных имеют место «детские психогении», к числу которых относят неполную семью, конфликтные отношения родителей, потерю значимых объектов, наблюдение драматических событий, нарушение эмоционального контакта с одним или обоими родителями, аморальное поведение родителей и др. Затем возникают актуальные психогении, носящие характер как бы «второго удара». Преимущественно они носят черты интимно-личностных конфликтов, затем идут соматическая болезнь или утрата близких, служебные или бытовые трудности.

Однако нет людей, которые в процессе жизни не пережили бы того или иного психотравмирующего воздействия. При этом у одних возникает развернутая форма неврозов, у других — преходящие невротические реакции, третьи остаются вне невротических проявлений.

Следовательно, существует определенный фактор, который определяет индивидуальную реакцию на, казалось бы, однозначные внешнесредовые ситуации. Этим фактором являются значимые для индивидуума воздействия. Действительно, информация ранит не в силу своей физической сущности (гадость можно сказать и шепотом), а тем содержанием, которое в ней заключено. Эта информация в целом нейтральная, а повреждает человека анализ этой информации, субъективная оценка ее. У Андре Mopya в его «Письмах незнакомке» есть прекрасные строчки: «Факты сами по себе еще не составляют ни Вашего горя, ни Вашего счастья. Как Вы будете реагировать на них? Это и есть капитальнейший вопрос.» Ведущая роль в оценке информации принадлежит реагирующей личности, субъективно оценивающей объективный окружающий ее мир. То есть психотравмирующая ситуация — это главная причина, реагирующая личность — главный патогенетический фактор. Второстепенными причинами или условиями может быть перенесенное заболевание, большие перегрузки, отсутствие правильного режима труда и отдыха, питания и т.п.

Психогенные травмы могут действовать остро и хронически, последнее чаще вызывает невроз. Причем разные мелкие неприятности аккумулируются, готовя «нервный срыв», последней каплей которого может быть незначительное происшествие.

Нередко сам больной не связывает свое нервное состояние с прошлыми конфликтами. Например, он приходит на работу и ему показалось, что кто-то на него не так посмотрел, а двое шепотом разговаривают в углу — это конечно, о нем, он бледнеет, хлопает портфелем по столу и кричит: «Нет уж, позвольте, я долго терпел, но сейчас скажу все, что я о вас думаю!» — и пошел. Все поражены. Затем слезы, хлопанье дверьми, выяснение отношений. Слово несет прямо противоположные заряды: им можно убить, а можно вылечить. Древнегреческий баснописец Эзоп писал: «Язык наш представляет собой самое прекрасное и самое ужасное, существующее в мире».

Патогенез неврозов


В патогенезе неврозов ведущее место отводится личности. Под личностью понимают совокупность биологических (наследственно-конституционных) и социальных данных (воспитание). «Все мы не такие, как все» — гласит старая пословица.

Существенным фактором возникновения невроза может быть гиперактуализация переживаний. Возможны три варианта оценки психотравмирующей ситуации: а) травмирующая ситуация незначительна, но в какой-то степени воспринимается личностью; б) травмирующая ситуация угрожает неблагоприятным развитием событий; в) травмирующая ситуация угрожает престижу личности (является наиболее психогенной). Таким образом, психотравмирующая ситуация оказывает патогенное влияние при наличии определенных особенностей личности, гиперактуализирующих и придающих значимость возникшему неблагоприятному воздействию.

На фоне взаимодействия психической травмы и особенностей структуры личности формируется ключевое звено патогенеза неврозов — невротический конфликт. Его выраженность зависит прежде всего от противоречивого отношения личности к сложной психотравмирующей ситуации, препятствующего рациональному разрешению конфликта. Можно выделить три вида конфликтов: а) чрезмерно завышенные претензии личности, сочетающиеся с недооценкой или полным игнорированием объективных условий или требований окружающих (характерен для истерии), б) противоречивые собственные внутренние тенденции и потребности, борьба между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями (характерно для обессивно-психастенических нарушений); в) противоречие между возможностями личности и ее стремлениями, завышенными требованиями к себе (характерно для неврастении).

Формирование, а в дальнейшем и разрешение конфликта связано с состоянием защитных механизмов личности.

Существуют две основные точки зрения на механизм возникновения неврозов: 1) психопатологическая теория австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856—1839), 2) нейродинамическая теория И.П. Павлова (1849— 1836). Как видно патогенез неврозов в основном пытались объяснить очень крупные ученые. И до сего дня идет спор между сторонниками этиx двух теорий.

Психопатологическая теория. По З. Фрейду личность состоит из трех составляющих, обозначаемых: ид — ОНО (бессознательно-биологическая). эго — Я (индивидуально-личностная), супер-эго — сверх Я (социально-тривиальное сознание).

Ид — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, Будучи бессознательным, ид подчиняется принципу удовольствия. Основу ид составляет половой инстинкт Эрос. Ид насыщен сексуальной энергией — либидо, которая требует своего выхода. Основу этого влечения составляет «Эдипов комплекс». Эдип — сын царя города Фивы — Лая и красавицы Эпикасгы, не ведая того, женился на своей матери. Когда Эпикаста и Эдип узнали, что они Мать и Сын, то Эпикаста покончила с собой, а Эдип ослепил себя, но прожил долго. В этом греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери. скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым сексуальному комплексу (мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, девочка же, напротив, влечение к отцу).

Эго (Я) — второй компонент — вынуждено служит требованиям ид, но все же следует принципу реальности, а не удовольствия.

Наконец, супер-эго — третий компонент — служит носи гелем моральных стандартов, это та часть личности, которая служит носителем моральных принципов, которая выполняет роль критика и цензора.

Поскольку требования к эго со стороны ид и супер-эго несовместимы: ид — требует безграничного удовольствия, а супер-эго говорит «нельзя», то эго неизбежно пребывает в состоянии конфликта, создающего невыносимое нaпряжение. От этого напряжения эго спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения и сублимации.

Вытеснение означает устранение из сознания запретных чувств, мыслей в области бессознательного — ид.

Сублимация — разрядка запретной сексуальной энергии в форме деятельности. приемлемой для индивида и общества. Разновидностями сублимации по З. Фрейду являются творчество, увлечение (хобби), занятия спортом. Т.е. художники творят не потому, что их вдохновляет окружающий мир, а так как у них избыток половой энергии.

В связи с тем, что истинные желания вытесняются в бессознательное, надо, по Фрейду, исследовать именно бессознательное. Для чего он предложил свой метод психоанализа, включающий три следующие процедуры:

— анализ сновидений — Фрейд создал «Санит — толкователь снов» XX века. Например, страдающие неврозом девушки, не желающие выходить замуж за нелюбимого, часто видят во сне, что находятся в восточной стилизованной комнате, где очень хрупкие предметы, которые разбиваются от одного прикосновения к ним;

— анализ опечаток, ошибок, оговорок — например, больной рассказывает «да нет. на работе у меня все хорошо, даже этот негодяй, простите, управляющий фирмы, сейчас ко мне хорошо относится»;

— метод свободных ассоциаций — занимает центральное место. Больному предлагают излагать врачу все, что приходит в голову (а у кого, что болит, тот о том и говорит).

З. Фрейд написал «Эрос и невроз» в 1920 году, но уже в 20-е годы к Эросу он добавил Танатос (инстинкт смерти). В 30-е годы, когда после прихода А. Гитлера к власти Фрейда бросают за решетку как представителя еврейской нации (хотя его теория и берется на вооружение национал-социализмом), он добавляет и третий инстинкт — инстинкт агрессии, поскольку видит: горе, потеря близких — настолько явная причина увеличения неврозов, что говорить об Эросе было просто смехотворно. Его самого выкупает у Гитлера принцесса Мария Бонапарт и перевозит в Англию.

Неофрейдисты — дочь Фрейда Анна Фрейд, Юнг, Фромм, Адлер и Александр на первый план выводят инстинкт стремления к власти и боязнь ядерной войны.

Нейродинамическая теория — В основу этой теории легли разработанные И.П. Павловым учения о типах высшей нервной деятельности, экспериментальных неврозах у животных, их сопоставление, экстраполяция, анализ невротических состояний у человека.

По Павлову в основе полноценного личностного функционирования лежит взаимосвязанная деятельность трех систем:

— подкорки — ближайшей к мозговой коре — с ее сложнейшими безусловными рефлексами (т.е. инстинктами);

— первой кортикальной сигнальной системы, непосредственно отражающей окружающий мир;

— второй сигнальной системы, обеспечивающей наиболее тонкие и сложные взаимоотношения человека с внешней, главным образом, социальной средой.

Павлов создал классификацию личностей: мыслительные, художественные, промежуточные или средние.

Лица «мыслительного» типа воспринимают окружающее, обязательно его анализируя, расчленяя, перерабатывая все сквозь «призму ума», а потом пытаются из этих частей воссоздать живую природу, что им, впрочем, по утверждению Павлова, никогда не удается. Эмоциональный фон у таких людей тусклый. Они, как Сальери, алгеброй проверяют гармонию. Один видный деятель науки сказал о себе так: «Я человек не сердечных, а головных страстей». Если такой человек начнет рисовать картину, то разобьет ее предварительно на клеточки.

Лица с «художественным» типом воспринимают мир в целом, без анализа и самоанализа, эмоционально-образный фон преобладает над логическим мышлением. На вопрос о том, как он творит, известный французский скульптор Огюст Роден ответил: «Надо увидеть в куске мрамора то, что нужно, а все лишнее отсечь».

Лица, которые нельзя отнести ни к мыслительному, ни к художественному типам, определяются как промежуточные или «уравновешенные». Таких людей 90—95 %.

Имеется определенная связь между типом личности и видом невроза. Средний тип заболевает в основном неврастенией. Она редко развивается и у художественного, и у мыслительного типа. У художественного типа чаще встречается истерия. У мыслительного — невроз навязчивых состояний.

И.П. Павлов подвел также физиологическое обоснование под гиппократовские характеры человека, взяв за основу объективные критерии: силу, уравновешенность, подвижность основных нервных процессов возбуждения и торможения.

Как известно, процесс возбуждения существует в единственном лице, он может быть только выражен сильнее или слабее. Торможение же существует в нескольких видах.

Различают два основных вида торможения:

1) внешнее, пассивное, врожденное, безусловное;

2) внутреннее, активное, приобретенное, условное, координационное.

К первому относят индукционное, запредельное или парабиотическое торможение, в динамике которого различают уравнительную, парадоксальную, ультрапарадоксальную, тормозную и наркотическую фазы. Т.е. при патологии нервной системы все эти фазы будут выражены более выпукло, длительно, утрировано.

Ко второму типу относят дифференцировочное, угасательное, запаздывающее — условный тормоз.
Патофизиология высшей нервной деятельности

Воздействуя на силу, уравновешенность и подвижность, И.П. Павлов смог получить экспериментальный невроз.

Методы получения экспериментального невроза


Экспериментально моделируется только один вид невроза — неврастения, поскольку модель истерии, невроза навязчивых состояний у собак создать не удается.

Первые наблюдения в лаборатории И.П. Павлова были сделаны М.Н. Ерофеевой и Н.Г. Шентер-Крестовниковой. Были поставлены различные опыты на собаке, у которой был выработан пищевой рефлекс на светлый круг, а дифференцировкой служил эллипс. Последовательно стали показывать эллипсы, все более и более приближающиеся к кругу. Когда отношение диаметров стало 9:8, т.е. когда эллипс стал очень походить на круг, собака оказалась перед неразрешимой задачей. Собака становилась возбужденной и агрессивной, скулила и металась по клетке, ранее выработанные условные рефлексы исчезли. По определению И.П. Павлова, у собаки произошла «сшибка», срыв нервной деятельности, невроз.

Экспериментальные неврозы развиваются в результате перенапряжения в коре головного мозга основных нервных процессов — возбуждения и торможения, их силы и подвижности. Все сводится именно к этому. Конкретные же методы следующие:

1. Перенапряжение силы нервных процессов. Применение чрезвычайно сильных, непереносимых для нервной системы данного животного раздражителей, которые вызывают процесс возбуждения, превышающий предел работоспособности его нервных клеток, ведет к срыву высшей нервной деятельности. Это достигается применением чрезвычайных и необычных воздействий, например, сильного треска (трещетка), внезапной вспышки пороха, включения прожектора с одновременным раскачиванием станка, в котором собака стоит, и т.д.

Тормозной процесс тоже имеет предел своей силы. Если интенсивность тормозного раздражителя превышает этот предел, то произойдет перенапряжение и срыв,

2. Перенапряжение подвижности нервных процессов. Очень часто столкновение процессов возбуждения и торможения ведет к развитию невроза. Это бывает при:

а) выработке очень трудных, предельных дифференцировок;

б) при очень быстрой смене положительного и отрицательного раздражителей;

в) при нарушении обычной последовательности, стереотипа высшей нервной деятельности.

3. Перенапряжение процессов нервного синтеза. Если вырабатываемый стереотип оказывается слишком сложным для нервной системы данного животного и вырабатывается быстро, то возникает нервное расстройство, невроз — сейчас это называется моделью информационного невроза.

4. Трудная нервная деятельность при пониженном тонусе коры полушарий. Если понизить тонус коры (например, длительным содержанием в темном помещении) и работоспособность нервных клеток, то обычная нервная деятельность, с которой животное до этого справлялось, теперь становится непереносимой и развивается невроз.

5. Столкновение противоположных безусловных рефлексов. Резкие нарушения нервной деятельности вызывались, когда пищевое безусловное возбуждение прерывалось внезапно вызванным оборонительным рефлексом (нанесение электрического раздражения полости рта животного во время еды или в момент прикосновения к пище).

Животные по-разному реагируют на вызывание экспериментального невроза в зависимости от типа нервной системы. Невроз легче всего вызвать у слабого тормозного типа (меланхолика) и у сильного неуравновешенного (холерика), труднее — у сильного уравновешенного подвижного (сангвиника) и еще труднее у животного — сильного уравновешенного инертного (флегматика). Сильный неуравновешенный тип часто впадает в состояние невроза при перенапряжении тормозного процесса. Тогда как чрезвычайные по силе раздражители на него не оказывают вредного действия.

Нарушения нервной деятельности при экспериментальных неврозах


Экспериментальные неврозы характеризуются нарушением основных свойств нервной системы, в норме определяющих взаимоотношения раздражительного и тормозного процессов. Наблюдаются следующие явления:

1. Ослабление работоспособности нервных клеток, уменьшение силы нервных процессов, прежде всего понижение интенсивности внутреннего торможения, которое может сопровождаться повышением возбудимости и заканчивается торможением.

2. Нарушение уравновешенности между возбуждением и торможением. Разные периоды неврозов характеризуются преобладанием то возбуждения, то торможения.

3. Патологическая подвижность основных корковых процессов. Нарушения подвижности выражаются в виде патологической инертности и патологической лабильности.

Патологическая инертность заключается в том, что развивается чрезмерно инертное состояние раздражительного процесса, когда, по И.П. Павлову, «раздражительный процесс делается упрямее, упорнее, менее скоро уступает место законно возникающим тормозящим влияниям». Особенно снижается подвижность раздражительного процесса у собак флегматического типа, которые и в норме отличаются некоторой инертностью раздражительного процесса.

Патологическая лабильность или взрывчатость по И.П. Павлову — повышенная подвижность раздражительного процесса, быстрая смена возбуждения торможением. Она заключается в том, что при действии условного раздражителя возникает стремительная или сильная реакция, которая быстро истощается.

4. Фазовые состояния. Они проявляются в расстройстве «силовых отношений» между действием раздражителя и ответной реакцией. Фазовые явления при неврозах совпадают с фазами, открытыми ранее Н.Е. Введенским при парабиозе. Подробно мы уже говорили об этом при характеристике неврастении.

5. Нарушения, развивающиеся при экспериментальных неврозах, не ограничиваются областью ЦНС, они распространяются и на целый ряд вегетативных функций, например сердечно-сосудистой системы, пищеварительной и др. Так, у обезьян в результате столкновения возбудительного и тормозного процессов, происходящего при действии условных раздражителей, связанных с биологически разными функциями (оборонительными, пищевыми, половыми), как показано в опытах, проведенных в институте экспериментальной медицины РАМН, нарушения высшей нервной деятельности сопровождаются патологией сердечно-сосудистой системы, в частности гипертонией, коронарной недостаточностью, микронекрозами в сердце и т.д. В настоящее время общепризнано, что невроз возникает вследствие формирования в лимбической системе, мезоэнцефалическом отделе ствола мозга (там, где центры эмоций) изменений по механизму импринтинга — формирование матрицы долговременной памяти особой прочности с возникновением в ней детерминирующей станции отправления — ДСО. Причем считается, что в этом очаге вырабатываются малые регуляторные пептиды — «страха» и «боли.

Основываясь на данных патофизиологических экспериментов и клинических наблюдений, современные психиатры и невропатологи предлагают схему возникновения неврозов с точки зрения следующей организации поведенческого акта:

В норме:

П (потребность) → M (мотивация) → ПО (поведение— само действие) → Э+ (эмоциональная оценка), как правило, завершается положительными эмоциями.

При неврозе:

П → М→ ПО → Э → ПО → Э (отрицательные эмоции) = Невроз

Длительные отрицательные эмоции способствуют возникновению невроза.

Невроз прежде всего зависит от возникновения неадекватных потребностей — П, которые не удовлетворяются и влекут за собой соответствующую аффективную, эмоциональную оценку.

Психиатры говорят: невроз — болезнь неудовлетворимых и неудовлетворяемых потребностей.

Профилактика неврозов


1) воспитание различных потребностей: у каждого должен быть свой Эверест — побольше скромности, выдержки, терпения;

2) режим дня и сон — важные защитные механизмы. Китайская пословица гласит: «что скопилось в сердце, расчитал во сне», русская — «утро вечера мудренее»;

3) воспитание в себе чувства юмора — цените и поддерживайте его, поскольку, по мнению К.И. Чуковского, оно «увеличивает сопротивляемость в неблагоприятной среде»;

4) воспитание коммуникабельности, гибкости установок, общительности, терпения.

Лечение


Главное в лечении — психотерапия. Невроз вызывается словом и лечится словом. Современные биоэнергетики считают, что жизнь — это обмен с окружающей средой, складывающийся из двух фаз: энергетической и информационной. Энергетическая фаза свойственна всему живому, а информационная является сугубо человеческой — психотерапия и есть потребность опереться на другого человека, потребность в помощи, эмоциональном контакте и лучшем понимании самого себя.